Subscribe
Автор: 
Татьяна Карпова

Группа компаний «Лазеры и аппаратура» — разработчик и производитель промышленного лазерного оборудования — с целью обеспечения качества продукции использует в своем оборудовании широкую номенклатуру наукоемких компонентов. На вопросы о развитии российского рынка станочных комплектующих, собственных решениях и особенностях текущей ситуации с зарубежными поставками рассказала исполнительный директор компании Анна Цыганцова.

 

исполнительный директор компании  «Лазеры и аппаратура» Анна Цыганцова

 

— Я думаю, что никого не удивит тот факт, что ни один завод, выпускающий сложную продукцию, не производит сам все комплектующие. Любое современное промышленное изделие — результат работы большого числа предприятий с достаточно узкой специализацией. Такая ситуация связана, в частности, с тем, что разработка и подготовка производства определенных комплектующих требует значительных интеллектуальных компетенций и финансовых вложений, они есть даже не в каждой развитой стране. Например, изготовители оптических элементов, или направляющих, или разных датчиков — это все специализированные компании. Любой лазерный станок, 5‑координатная система лазерной резки, система для лазерной наплавки или установка для микрообработки — это устройство, в которое входят тысячи разных комплектующих.

 

Некоторые из них — общепромышленные, а некоторые — довольно специфические. При этом мы сами разрабатываем и по возможности делаем все ключевые для станков узлы: это и двигатели, и оптические компоненты и модули, системы ЧПУ, системы обратной связи, машинное зрение. В составе этих модулей и узлов мы используем как свои, так и покупные комплектующие.

 

Безусловно, мы зависим от импорта, потому что в России многое не производят в принципе. А некоторые компоненты так и вовсе в мире делает 3–5 фирм. Перспектива производства их в России пока туманна. Нужно наращивать компетенции, нужно открывать дорогостоящие и сложные производства. В ближайшее время это, увы, вряд ли произойдет. Поэтому в нашей документации по-прежнему есть и останутся комплектующие из Великобритании, Японии, Израиля, Италии, США, Тайваня и других стран.

 

Мы со своей стороны не ощутили особенных трудностей, которые бы возникли именно в связи с санкциями. Трудности есть, но связаны они с пандемией коронавируса и ее последствиями. Сроки поставки увеличились в 3–4 раза — это, конечно, существенно влияет на процесс производства. Мы сложный станок порой можем с нуля сделать за три-четыре месяца при условии наличия комплектующих. А вот здесь как раз проблема. Чаще всего сложность в том, что ты не только вынужден ждать ­что-то под заказ, но и время ожидания стало 4–5 месяцев. И производитель вынужден их ждать, а значит, ждет и конечный заказчик.

 

Мы, конечно, закупаем комплектующие, в том числе по импорту, регулярно заполняем разные формы для согласования вывоза к нам. Но мы же не закупаем станки целиком, их действительно часто не разрешают ввезти в Россию и ограничивают все сильнее. Мы же закупаем отдельные компоненты или модули (например, линзы, датчики, элементы двигателей и т. п.), тут разговор совсем другой, с ними, как правило, нет таких запретов, потому что спектр применения модуля или компонента — очень широкий. Но это говорит о важности глубины локализации.

 

 

Источник журнал "РИТМ машиностроения" № 8-2021

Еще больше новостей
в нашем телеграмм-канале